Монография Э. Васильева "Концепции транспортных систем на базе экранопланов"

Скачать PDF

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

Главным разработчиком концепции технического облика экранопланов RDC Aqualines является Эдуард Владимирович Васильев.
Вся его профессиональная жизнь до последнего дня была посвящена экранопланам.

После окончания авиастроительного института Э.В. Васильев был направлен на работу в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, где под руководством Р.Е. Алексеева участвовал в проектировании, строительстве, испытаниях и вводе в эксплуатацию нескольких аппаратов в рамках программы экранопланов СССР.

С 2000 года, он в инициативном порядке продолжал самостоятельную работу над проектом пассажирского экраноплана, который воплощал лучшие наработки советской конструкторской школы.

В 2013 году Э.В. Васильев, совместно с П. Царапкиным, начал проект RDC Aqualines.

Даже в свой последний день, 18 июня 2016 года, он продолжал трудиться, с целью сохранить научно-технический задел и сделать экранопланы новым общедоступным видом коммерческого транспорта.

Профессиональный опыт:

  • - Казанский авиационный институт, 1965 г., самолетостроение, инженер-механик. Проектные исследования экранопланов.
  • - В проектном отделе ЦКБ по СПК (Нижний Новгород) – инженер-конструктор, старший инженер, ведущий конструктор проекта УТ-1.
  • - Начальник конструкторского отдела на испытательной станции экранопланов ЦКБ по СПК (ИС-2, Чкаловск, экранопланы УТ-1, СМ-8, СМ-6).
  • - Участие в проектах экранопланов Р. Е. Алексеева – проекты ВТЭ, 904, в ряде НИР, в том числе, продувки моделей в аэротрубе КАИ и в академии им. Н. Е. Жуковского.
  • - В качестве начальника конструкторского отдела проводил модернизацию и обеспечивал испытания экранопланов УТ-1, СМ-8 и СМ-6, в Чкаловске и в Каспийске.
  • - В рамках ряда НИР разработка десятков лабораторных моделей и испытания их на стендах ИС-2.
  • - Разработка стенда и объемные статические испытания дубля экраноплана СМ-6 до разрушения.
  • - Участие в разработке экспериментальных СВП (Тайфун, Сибирь, Ласточка, Малыш).

Изобретения (авторские свидетельства):

  • - "Экраноплан", а. с. N 1837508 от 13.10.1992 г.;
  • - "Экраноплан с гидродинамическим стартовым устройством", а. с. N 1837508 от 13.10.1992 г.
  • - "Гидролыжное устройство экраноплана", а. с. N 1837506 от 13.10.1992 г.
  • - "Гидролыжное устройство экраноплана", а. с. N 1837507 от 13.10.1992 г.
  • - "Стартовое подводное крыльевое устройство экраноплана", а. с. N 3174441 от 13.10.1992 г.
  • - "Стартовый ускоритель ...", а. с. N 1486397 от 15.02.1989 г.

Экраноплан

ВОЗМОЖНОСТИ

Экраноплан - транспортное средство нового поколения,
сочетающее элементы авиационной и судовой технологии.
Фактически, экранопланы являются высокоскоростными
судами, достигающими скорости полета. Технология
экранопланов была разработана в СССР для военных целей.

В настоящее время RDC Aqualines запускает проект
гражданского экранопланостроения.

Эксплуатационные характеристики экранопланов предполагают широкий
спектр применения данных аппаратов, в котором они обладают конкурентным
преимуществом по отношению к иным видам транспортной техники:

  • - Пассажирские и грузовые перевозки;
  • - Транспортное обеспечение деятельности компаний нефтегазовой
    отрасли в труднодоступных районах;
  • - Транспортное обеспечение деятельности оперативных служб
    (службы спасения, медицинской помощи, природоохраны,
    береговой охраны).

Скорость

Благодаря
применению
уникальных
разработок
и авиационных
технологий,
экранопланы
могут развивать
скорость
более 200 км/ч.

Топливная
эффективность

Экраноплан потребляет
значительно меньше
топлива на условную
единицу груза/расстояния
по сравнению с судном
на подводных крыльях,
судном на воздушной
подушке
или самолетом.

Низкие
операционные издержки

Для эксплуатации экранопланов
не требуется создание
специальной инфраструктуры.
Стандартного портового
причала или бетонированной
береговой площадки достаточно
для погрузки/разгрузки
пассажиров и груза.

Безопасность

Экраноплан защищен
от крушения своими
аэродинамическими
характеристиками. Даже
в случае внезапного
отказа двигателя
аппарат теряет скорость
и плавно опускается
на поверхность воды,
оставаясь на ней
подобно судну.

Мореходность

Возможность
старта-посадки
на волнении
достигается
посредством
использования винта
вертолетного типа
и специального
лыжно-
амортизирующего
устройства
(«гидролыжа»).

Амфибийность

Аппараты способны
самостоятельно
выходить
на бетонированную
береговую площадку
для целей
погрузки-разгрузки,
базирования,
ремонта
и обслуживания.

Использование
стандартных
средств
навигации

и транспортной
безопасности
для эксплуатации
в насыщенных
транспортом
акваториях.

Технические преимущества экранопланов RDC Aqualines

Аэрогидродинамическая концепция

Аэрогидродинамическая концепция

Старт экраноплана с амортизированной гидролыжей (ЭП-2)

Аэрогидродинамическая концепция

Летные и мореходные характеристики экраноплана МТ-1 БМВ с амортизированной гидролыжей, тип А по ИМО

По физическим признакам диапазон эксплуатационных скоростей ограничен
с одной стороны - минимальной скоростью устойчивого глиссирования (за «горбом
сопротивления»), с другой стороны - максимально допустимой скоростью
по условиям продольной устойчивости. Например, для легкого экраноплана
с двигателем на 550 л.с. этот диапазон для полета и маневров у экрана, с учетом
выпущенной гидролыжи, составляет примерно (см. диаграммы):
Vэкспл. = (0,7 - 1,2) Vкрейс. = 100 - 190 км/ч.

СЕРТИФИКАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Сертификация

Согласно принятой международной классификации, все аппараты, использующие
эффект экрана в качестве одного из основных режимов движения делятся на три
категории (A, B, C) в зависимости от способности выходить за пределы высоты зоны
экрана (примерно равна САХ крыла).

RDC Aqualines разрабатывает только экранопланы типа А, то есть не способные
выходить за пределы высоты зоны экрана. Действующие российские
и международные сертификационные правила рассматривают такие экранопланы
в качестве скоростного судна, поэтому на них распространяются общие правила
движения в море. Наиболее актуальными являются следующие варианты решения
вопроса сертификации экраноплана в качестве пассажирского судна:

1. Российский Морской Регистр Судоходства выпустил Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А 1998 года

Скачать

Экранопланы RDC Aqualines проектируются в соответствии с положениями указанных правил. В настоящее время, по результатам переговоров с партнерами RDC Aqualines, Агентство транспортной безопасности Финляндии, а также Департамент морского транспорта Таиланда изучают возможность признания этих правил в качестве действующих в этих странах для целей сертификации экранопланов в качестве скоростного пассажирского судна.

2. Международная Морская Организация издала Предварительное руководство по экранопланам

Скачать

Документ содержит общие требования по проектированию экранопланов и их эксплуатации. RDC Aqualines, совместно со своим французским партнером, компанией IEA работает над переработкой действующей редакции правил с целью гармонизации с положениями правил РМРС и эмпирических данных, полученных в ходе испытаний. По результатам этой работы будет возможна сертификация экранопланов в качестве скоростного пассажирского судна в ИМО через уполномоченные организации в странах-членах.

3. Регистр Ллойда издал правила Правила классификации экранопланов 2008 года

Скачать

В настоящий момент Общество сообщило об изъятии данных правил из использования ввиду отсутствия достаточного количества обращений за классификацией судов. После испытаний опытного образца экраноплана ЭП-15, RDC Aqualines намерена предложить Регистру Ллойда рассмотреть возможность возобновления действия указанных Правил, чтобы операторы экранопланов могли воспользоваться преимуществами работы с этим всемирно известным классификационным обществом.

СЕРТИФИКАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Владение и эксплуатация

Правовой формат владения и эксплуатации экраноплана в качестве скоростного
пассажирского судна в целом не отличается от других типов судов этой категории.
На них распространяются требования и ограничения, предусмотренные
для скоростных пассажирских судов соответствующего класса (в зависимости
от водоизмещения, пассажировместимости и других характеристик).

Для получения разрешения на эксплуатацию экраноплана на конкретном маршруте
необходимо соответствующее разрешение уполномоченного национального
транспортного агентства, а также каждого порта в котором будет осуществляться
эксплуатация. Так, например, для легального обеспечения эксплуатации экраноплана
ЭП-15 на маршруте Таллин – Хельсинки, в дополнение к классификационному
сертификату судна, требуется разрешение следующих организаций:

Управление по морским делам Эстонии;

Агентство транспортной безопасности Финляндии;

Порт Таллина;

Порт Хельсинки.